Wednesday, Nov. 14, 2018

Президент «Просвещения» Михаил Кожевников хочет все и сразу

Автор:

|

25.06.2018

|

В категории:

Президент «Просвещения» Михаил Кожевников хочет все и сразу

Монополия цифры. Такова новая реальность в стране. Зачем президент издательского холдинга «Просвещение» Михаил Кожевников хочет установить контроль над школой

Роль учебных пособий в образовательном процессе выходит на новый уровень — они превращаются в настоящие информационные системы, способные полностью вытеснить преподавателя из учебного процесса. А разработчики патентованных пособий превращаются в настоящих монополистов. Так, издательство «Просвещение» собирается проводить школьную реформу. Если планам издателей суждено будет случиться, место преподавателей в классах могут занять программные комплексы, создаваемые и поддерживаемые… работниками издательства «Просвещение».

Президент издательского холдинга «Просвещение» Михаил Кожевников, оказывается, страдает от столкновения «с гигантским потоком информационного мусора». В этом он признался на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ). Но, как выясняется, страдания издателя, похоже, несколько наиграны. Дело в том, что глава «Просвещения» для борьбы с этим мусором, по сути, предлагает услуги… своего издательства. Так как государство, по его мнению, на такое не способно, это может сделать только бизнес. «Частные инвестиции необходимы для создания в массовой школе современной образовательной среды», — пояснил Михаил Кожевников.

Никакого мусора

Другими словами, речь не идет о выпуске еще одного, хотя и очень правильного учебника. Вместо этого предлагается некое комплексное технологически продвинутое решение, разработанное частным бизнесом. Которое закажет государство и оплатит из госбюджета. Но даже этот вариант Михаила Кожевникова не совсем устраивает, так как он оставляет бизнесу слишком мало пространства для прибыли. Более перспективным решением Кожевников считает инвестиционный проект — самостоятельную разработку цифрового учебно-методического комплекса по любому из предметов, который затем передается школе.

С этого момента начинается самое интересное (с точки зрения бизнеса). Инвестор внедряет свой продукт (то есть учит работать с ним преподавателей) и фактически превращается в системного интегратора образовательной системы. Создаваемый учебно-методический комплекс должен включать себя полный функциональный шлейф: тренажеры, тесты, рабочие тетради, атласы и т.д.

Понятное дело, никакого «мусора» в понятии Михаила Кожевникова в этом случае в системе не будет вообще — только то, что санкционировано самим «Просвещением». Только вот какой нюанс — похоже, что само «Просвещение» станет системным элементом новой системы образования, и все последующие поколения пользователей этой системы будут обречены платить ренту тем, кто создал данный механизм.

Подобная бизнес-модель называется сервисной цифровой экономикой, и она продвигается во многих отраслях и странах. Однако за этим красивым названием чаще всего скрывается монополия на обслуживание, тщательно охраняемая различного рода патентами и копирайтом. Нетрудно убедиться, практически все успешные бизнес-модели, которые подаются в качестве примера технологического бизнеса, основаны именно на умении сделать свои достижения системным и монопольным элементом.

Заявку «Просвещения» на интеллектуальную монополию продвигает уже целый фронт организаций с подходящим названием. К примеру, руководитель Центра разработки образовательных систем «Умная школа» Марк Сартан без особых ужимок заявил, что такому гиганту как «Просвещение» новая амбициозная задача может оказаться под силу. И категорически выступает против того, чтобы вся программа цифровизации закончилась изготовлением простых цифровых копий бумажных пособий.

Еще бы. Настоящие комплексные решения не могут быть просто скопированы или заменены.

Уроки бумажной монополии

Заявка издательства «Просвещение» на цифровую монополию выглядит особенно говоряще на фоне настоящих военных действий, развернувшихся на рынке простых бумажных носителей. Эти действия могут отлично характеризовать как истинные цели «Просвещения», так и ограниченные возможности ведения этой войны.

Началось все в январе 2018 года после того, как «Просвещение» подало в Арбитражный суд города Москвы иск на 3,7 млрд рублей к другому издательству — «Вентана—Граф», которое вместе с издательствами «Дрофа» и «Астрель» образуют внутри холдинга «Эксмо-АСТ» корпорацию «Русский учебник».

«Просвещение» обвинило подразделение «Эксмо-АСТ» в распространении по сути контрафактной учебной продукции. Суть этого контрафакта состояла в размещении на обложках книг «Вентаны» изображения, сходного до степени смешения с товарным знаком АО «Издательство «Просвещение». Речь идет о торговом знаке «Просвещения» — букве «Ф» в виде глобуса (он означает, что учебник соответствует федеральным государственным образовательным стандартам).

Представители «Просвещения», судя по всему, не особенно скрывали, что намерены превратить иск в прецедент в тотальной войне «за чистоту рынка учебной продукции». «Просвещение» обвиняет конкурентов в попытках копировать не только товарные знаки, но даже дизайн обложек.

Все эти стенания на фоне растущих оборотов корпорации выглядят немного нелепо. По итогам 2017 года «Просвещение» показало существенный рост выручки, которая достигла 20 млрд рублей, а тиражи учебной и учебно-методической литературы превысили 100 млн экземпляров.

Между тем арбитражный суд удовлетворил ходатайство «Просвещения», обязав «Вентану-Граф» выплатить потерпевшей стороне 3,76 млрд руб. — невероятная по масштабам российского книжного рынка сумма.

Но в итоге победа «Просвещения» оказалась пирровой. Теперь уже «Вентана-Граф» подала иск к «Просвещению» в суд по интеллектуальным правам, оспорив сам факт регистрации издательством знака ФГОС. В конце мая на основании этого заявления Роспатент аннулировал товарный знак издательства, который обозначает соответствие его продукции Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС).

Гарантированная монополия

Эта война, скорее всего, продолжится. Новая модель создания учебных пособий возникновение новых конфликтов исключает и даже в некотором роде провоцирует. И не только потому, что защита бумажных изданий — сложное и неблагодарное дело. «Просвещение» Михаила Кожевникова собирается создать не просто частную монополию на образование — оно готово заручиться в этом деле поддержкой государства. Вернемся к высказываниям Кожевникова, сделанным им в Санкт-Петербурге.

«Я могу сказать с полной уверенностью, что уже сегодня бизнес готов инвестировать в образование. Однако из-за отсутствия четких и понятных механизмов возврата инвестиций такие примеры, скорее, исключение. Но они должны стать массовой практикой», — объяснил менеджер.

Другими словами, получается, «Просвещение» готово взять на себя часть государственных расходов на образование в обмен, естественно, на гарантии со стороны государства на возврат инвестиций с прибылью?

Такой подход правительство категорически устраивает, ведь в нем и есть все ласкающие ухо прогрессивных чиновников термины — ГЧП, цифровая экономика, сервисооринетированный подход. «Просвещение» обещает, что «Цифровая школа» поможет решить проблему нехватки высокопрофессиональных кадров, а, значит, улучшит эффективность работы практически всех экономических структур. Это суперзадача правительства, ради этого можно согласиться и на создание отдельно взятой образовательной монополии.

А то печальное обстоятельство, что образование вслед за здравоохранением переходит из категории универсальной социальной услуги, представляемой государством, в бизнес-сервис, можно просто игнорировать. Куда только смотрит Федеральная антимонопольная служба?

Поделится статьей

Также интересно

Черный застройщик Захар Ивачев предстал перед Ольгой Лукьяновой, получившей повышение от Путина
Вадим Авдеев отправит цены на бензин в космос вместо ракет
Саботажник из РЖД: коррупционная ветошь Олега Белозерова

Об авторе

numberedit

Оставьте отзыв

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *