Saturday, Apr. 1, 2023

Лифтнадзор или лифтпозор: Виталий Мутко не спас отрасль?

30.01.2023

|

В категории:

Лифтнадзор или лифтпозор: Виталий Мутко не спас отрасль?

Несмотря на уникальную ситуацию, сложившуюся в России из-за санкций, российские производители лифтов оказались неспособны полностью захватить освободившиеся от западных компаний рынок. Вместо отечественной продукции застройщики часто предпочитают китайские аналоги.

К концу прошлого года общий износ лифтового парка многоквартирных жилых домов в России оценивался в 23%. Из 540 тысяч лифтов 124 тысячи подлежат замене до 15 февраля 2025 года. Степень износа оборудования в 22 регионах страны превышала 50%, а в некоторых случаях достигала 70%. Сегодня более 100 тысяч лифтов вышли за срок эксплуатации — они старше 25 лет. При этом, по словам министра строительства и ЖКХ РФ Ирека Файзуллина, страна способна выпускать около 70 тысяч лифтов в год на территории 26 производств. Казалось бы, чисто технически внутренние потребности РФ закрыть в состоянии, однако, это не совсем так.

К оборудованию, которое подлежит замене, стоит добавить потребности застройщиков, которые к середине прошлого года из-за санкций остались без импортных лифтов. Россию покинули такие производители как Otis, Kone, ThyssenKrupp, Schindler, Kleemann и другие бренды, чья совокупная доля на рынке составляла около 15-20%. Прежде всего, западные подъемники использовались в коммерческом строительстве (ТЦ, бизнес-центры), при возведении высоток и жилья в ценовом сегменте выше среднего.

Несмотря на амбициозные планы генерального директора ДОМ.РФ Виталя Мутко, создать в России крупный лифтовой холдинг на базе «Щербинского лифтостроительного завода» (ЩЛЗ), «Карачаровского механического завода» (КМЗ) и «Сиблифта», который закрыл бы 40% всех потребностей страны в лифтах, так и не случилось. Озвученная в середине прошлого года инициатива, со слов Мутко, требовала вложений в модернизацию производств: «около 2-3 миллиардов рублей». Судя по разлету цифр, Виталий Леонтьевич и сам не особо верил в скорое создание холдинга. По крайней мере, на сегодняшний день, новостей о каком-либо новом крупном отечественном лифтовом объединении так и не появилось, а гендиректор ДОМ.РФ к концу прошлого года мог похвастаться только подвижками на ЩЛЗ, который все-таки сумел наладить производство подъемников для высоток. Правда, судя по ответам опрощенных девелоперов, вместо покупки отечественных новинок строители больше ориентируются на производителей из Азии, чья продукция не уступает российским аналогам по качеству и, к тому же, часто оказывается выгоднее. Пример от девелоперов — китайские лифты Xizi, которые, при прочих равных, обходятся на 20% дешевле аналогов от того же ЩЛЗ.

Отметим, что довольно вялая раскачка отечественных производителей (с января по июнь 2022 года производство лифтов в России и вовсе падало на 41%) происходит на фоне внушительных показателей устаревания лифтового фонда, о чем мы говорили выше. Нередко возраст оборудования становится причиной несчастных случаев: всего с 2017 по 2021 год в лифтовых авариях в России пострадали 253 человека.

Спасать ситуацию с устареванием приходится документально: сейчас на рассмотрении в Госдуме находится законопроект о возрождении в России «лифтнадзора». Юридически, у каждого подъемника уже есть конкретные хозяева — собственники дома. За эксплуатацию отвечает ТСЖ или управляющая компания. По сути, «лифтнадзор» нужен для дополнительного контроля за состоянием оборудования. Насколько ведомство повысит оперативность замены лифтов там, где это необходимо, пока сказать довольно трудно — тут все упирается в региональные программы капремонта, их финансирование и в саму технику.

Поделится статьей

Также интересно

Антон Постольников о бегстве капиталов из банков: проблемы затронут весь мир
Индонезия учится на горьких уроках России
Валерий Елисеев и 2 миллиарда кредитов: история успеха простого москвича

Об авторе

numberedit

Оставьте отзыв

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *